Версия для печати

Непрерывное образование и аккредитация: новые правила допуска к работе медицинских специалистов. Дистанционное обучение

Тематика:
Медицина
Для кого:
Главный врач, Главная медицинская сестра
Артикул:
749004

Российское здравоохранение переходит на новую систему непрерывного медицинского образования. В этом году первые специалисты прошли аккредитацию, а остальным уже надо копить баллы (кредиты). К чему надо готовиться медицинским организациям в связи с новыми правилами Вы узнаете на нашем семинаре

Задать вопрос

Вы обязательно получите ответ на свой вопрос, даже если не будете участвовать в семинаре.

Уже активно началось внедрение систем аккредитации медицинских специалистов и непрерывного медицинскогообразования. В отделы кадров начали проходить первые работники со свидетельством об аккредитации. Остальные должны получить его до 2021 г. в соответствии с утвержденным графиком.

Краткое содержание

  • Что такое аккредитация и ее виды, в чем отличия от старой системы. Очередность перехода. Порядок проведения
  • Особенности переходного периода до 2021 г. Что делать, если сертификат специалиста закончился в 2017 г.
  • Система НМО: пятилетние циклы, обучение вне них.
  • Кредиты, баллы, ЗЕТ: что это такое и как их получить? Подтверждающие документы.
  • Обучение с применением образовательного сертификата. Кто имеет право, процедура допуска.
  • Отдел кадров: готовимся к аккредитации и обучению специалистов в системе НМО. Задачи работодателя и работника
  • Допуск к работе: студенты, интерны, иностранные специалисты, специалисты с несколькими специализациями.

Подробную программу семинара Вы найдете, открыв вкладку «Программа».

Мы приглашаем

Главных врачей, главных медицинских сестер, инспекторов отдела кадров и других специалистов, ответственных за комплектование штата.

Лицензия

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 1314 от 02.03.2015.

 Почему мы предлагаем выбрать наш курс?

  • Вы не потратите деньги на командировки — обучение пройдет дистанционно. 
  • Вы не переплатите. 

Порядок обучения

Обучение проходит дистанционно. Лекции в формате PDF еженедельно высылаются по электронной почте.
Во время обучения слушатели имеют возможность задавать эксперту вопросы по материалам лекций и ситуациям из своей практики.

Порядок записи на курс

Нажав на кнопку «Записаться» вы можете или оформить заявку на обучение, или сформировать счет для оплаты (тогда необходимо ввести все личные данные и данные об организации), либо скачать бланк заявки на обучение.

Учитесь сейчас – платите позже!

Если вы присылаете нам заполненный бланк заявки с подписью ответственного лица и печатью организации, мы рассматриваем это как гарантийное письмо. Прислав такую заявку, вы можете пройти обучение еще до оплаты курса.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Мы можем адаптировать курс под индивидуальный запрос организации. Детали здесь>>




Внимание госзаказчикам!

Оформить заказ у нас стало проще! Мы работаем с любым удобным для Вас способом закупок и на всех электронных площадках.
По запросу предоставляются все необходимые документы.
Информация для госзаказчиков


1.Аккредитация медицинских специалистов: практика и планы
1.1. Что такое аккредитация и ее виды. Отличия от аттестации, сертификации
1.2. Этапы перехода на систему аккредитации: кто, когда и в каком порядке?
1.3. Порядки проведения первичной, первичной специализированной и периодической аккредитации. Документы выдаваемые по итогам
1.4. Особенности переходного периода до 2021 г. Что делать, если сертификат специалиста закончился в 2017 г.
1.5. Задачи отдела кадров медицинской организации в связи с переходом на систему аккредитации.

2. Система непрерывного медицинского образования (НМО)

1.1. Основные принципы системы НМО.
1.2. Пятилетние циклы обучения по специальности.
1.3. Обучение вне пятилетних циклов.
1.4. Кредиты, баллы, ЗЕТ: что это такое и как их получить?
1.5. Образовательные мероприятия, электронные учебные модули – роль в системе НМО, отличия от программ непрерывного образования. Процедура подтверждения участия
1.6. Обучение с применением образовательного сертификата. Кто имеет право, процедура допуска.
1.7. Задачи отдела кадров медицинской организации в связи с обучением специалиста в системе НМО и роль самого специалиста в учете. Распределение ответственности.

3. Практические вопросы допуска медицинских работников к профессиональной деятельности
3.1. Работа студентов, интернов, ординаторов – к чему можно допустить
3.2. Медицинские специалисты с иностранным дипломом.
3.3. Совмещение нескольких специализаций: когда нужна профессиональная переподготовка.

Распечатать

Что такое НМО

Создание системы непрерывного медицинского образования (далее – системы НМО) наряду с подготовкой достаточного количества специалистов в сфере охраны здоровья граждан является одной из основных задач здравоохранения, направленных на реализацию «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» согласно Указу Президента Российской Федерации от 31.12.2015 года № 683.

Ее внедрение должно решить серьезную проблему российского здравоохранения - несоответствие качества медицинского образования международным стандартам.

К этому привело:

  • несоответствие квалификационных требований к специалистам в РФ и в развитых странах;
  • сокращение сроков послевузовской подготовки для врачей первичного звена;
  • отсутствие системы непрерывного повышения квалификации врачей: 1 раз в 5 лет, при этом 15% врачей не проходят обучение в положенные сроки;
  • отсутствие механизмов для реализации непрерывности образования.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ):

НМО является дополнительным профессиональным образованием, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки.

Развитие системы непрерывного медицинского образования происходит в рамках реализации положений Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ), устанавливающих обязанность медицинских работников повышать свою квалификацию и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом России.

Также в Законе №323-ФЗ повышение квалификации отнесено к обязанностям медицинских работников:

Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников
Медицинские работники обязаны: …совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти…

В числе дополнительных предпосылок к развитию НМО в России выделяются готовность Национальной медицинской палаты и достаточного количества профессиональных медицинских организаций к проведению обучения по программам повышения квалификации, наличие инфраструктуры для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, доступ к Интернету) в большинстве медицинских учреждений, а также наличие российских электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для обеспечения необходимой образовательной̆ среды.

Профессиональные ассоциации имеют право участвовать в этом процессе согласно Закону №323-ФЗ.

Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
Профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке … программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий

Непрерывное медицинское образование - это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков медицинских работников в течение всей жизни, а также постоянное повышение их профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций.

В настоящее время в Российской высшей медицинской школе сложилась определённая система контроля знаний и практических навыков обучаемых, позволяющая своевременно и объективно оценивать результаты обучения по дисциплинам и практикам. Вместе с тем оценка результатов освоения основой образовательной программы – компетенций – принятая в настоящее время в российском образовании в результате присоединения России к так называемому «Болонскому процессу», является инновационной задачей. Важнейшими характеристиками компетентностного подхода является акцент на компетенциях и междисциплинарность.

Акцент на компетенциях означает перенос фокуса внимания в результатах образования от знаний, умений, навыков (структур опыта) к компетенциям – структурам интегральных личностных конструктов, в которых присутствует и опыт (знания, умения, навыки), и способности к осуществлению успешной деятельности, и мотивация (отношение к компонентам опыта; готовность действовать в определенной сфере деятельности), и личностные качества (в т.ч. профессионально-важные качества). Итак, компетенция это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Однако, компетенция как результат образования не предметна. Её формирование соотносится не с конкретным учебным предметом, а с ансамблем дисциплин (разделов дисциплин, или даже отдельных тем дисциплин), практик, стажировки и внеучебной (в т.ч. воспитательной) работы. Диагностика уровня её сформированности не касается исключительно оценки знаний и умений, а связывается с возможностью решения профессиональной проблемы, выхода из профессиональных ситуаций разной степени трудности. То есть, компетенция «рождается» и проверяется в совместной деятельности, диалоге преподавателей, работодателей (заказчиков) и обучающихся. Компетенции формируются и проверяются в контексте требований и задач профессиональной деятельности (профессиональных стандартов деятельности): профессионального сопровождения, профессиональных норм, условий и проблем деятельности специалистов по своему предназначению.

Таким образом, в результате непрерывного медицинского образования расширение профессиональных компетенций должно происходить не только за счёт приобретения новых знаний, умений и навыков, а также и за счёт формирования способностей, мотивации и развития личностных качеств, т.е. воспитательного компонента. Поэтому реализация компетентностного подхода, в том числе и в непрерывном медицинском образовании, должна предусматривать встречи с ведущими представителями российских и зарубежных медицинских государственных и частных организаций, мастер-классы признанных экспертов и специалистов, а также широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой и личным внеучебным профессиональным общением.

Основная цель НМО - обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями.

В рамках новой системы используется лучший отечественный и международный опыт:

  • АСМОК – Ассоциация медицинских обществ по качеству, объединяет ведущие профессиональные общества;
  • UEMS – Европейский союз медицинских специалистов – гармонизация медицинского образования в ЕС;
  • AMEE – Ассоциация по медицинскому образованию в Европе – повышение уровня преподавания;
  • NBME – Национальный Совет медицинских экзаменаторов – организация медицинского лицензионного экзамена в США (право заниматься врачебной деятельностью);
  • FAIMER – Фонд развития международного медицинского образования и науки.

В системе НМО функционально выделяются три основных раздела:

  • непосредственное («контактное») обучение в образовательной организации (очные практические занятия, лекции, семинары и обсуждения, очные экзамены);
  • дистанционное обучение (электронные лекции, вебинары, учебные модули с итоговыми тестами для контроля);
  • самостоятельное обучение (посещение конференций и семинаров, написание научных работ, статей в медицинские журналы, участие в подготовке национальных руководств и др.).

Система повышения квалификации в рамках НМО включает в себя:

Система повышения квалификации в рамках НМО

Важно упомянуть, что в системе НМО планируется активно использовать технические достижения и внедрять дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. После вступления в силу Закона №273-ФЗ они получили официальный статус, поэтому обучение пройденное с их помощью считается легитимным:

Cтатья 15. Общие требования к организации образовательного процесса (пункт 1.1).
При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утвержден Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 №22.

На заметку отделу кадров. В связи с активным развитием систем дистанционного обучения все чаще сотрудники проходят повышение квалификации и обязательное обучение именно с их помощью. Поэтому все чаще встает вопрос: нужно ли предоставлять такому сотруднику учебный отпуск при дистанционном обучении?
Согласно законодательству, работник имеет право на учебный отпуск при дистанционном обучении на общих основаниях, установленных трудовым законодательством, поскольку дистанционное обучение является технологией реализации образовательной программы, а не формой обучения.
При выполнении условий, установленных гл. 26 Трудового кодекса РФ, работникам, совмещающим работу с получением образования, гарантируется предоставление дополнительных отпусков и сохранение среднего заработка за период отпуска.
Дистанционное обучение - это учебный процесс, осуществляемый с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий (ст. 1 Модельного закона о дистанционном обучении в государствах - участниках СНГ, принятого в г. Санкт-Петербурге 16.05.2011 Постановлением 36-5 на 36-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).
Законодательством не предусмотрена такая форма обучения, как дистанционное (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее - Закон N 273-ФЗ)). Дистанционное обучение является образовательной технологией (ч. 2 ст. 13 Закона N 273-ФЗ).

Сейчас в рамках системы НМО функционируют 2 основных Интернет-ресурса:

  • Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России - http://edu.rosminzdrav.ru/

Это основной официальный сайт новой системы при Минздраве России. Методическую и информационную поддержку Портала осуществляет РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Внимание! Если Вы уже зарегистрированы на Портале и сделали это 08 июля 2016 года, то Вам необходимо пройти повторную регистрацию для уточнения Ваших данных.

  • Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования - http://www.sovetnmo.ru/

Координационный Совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ создан приказом Минздрава России для решения одной из главных задач российского здравоохранения – повышения качества медицинской помощи и квалификации медицинских кадров, а именно модернизировать систему дополнительного профессионального образования, сделать его непрерывным, инновационным и отвечающим запросам практического здравоохранения. Организован Приказом Минздрава России от 18.02.2013 г. № 82.

Координационный Совет возглавляют заместитель министра здравоохранения И.Н. Каграманян и президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В составе Совета более 40 членов – руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, представители Минздрава России, ведущие специалисты в области отечественной медицинской науки и образования. Среди них А.А. Баранов, Е.И. Гусев, И.Н. Денисов, Г.П. Котельников, И.В. Маев, Л.К. Мошетова, А.А. Свистунов, А.Г. Чучалин, Н.Д. Ющук и другие.

Задачи совета:

  • модернизация системы дополнительного профессионального образования
  • отработка механизмов внедрения НМО в РФ
  • внедрение современных дистанционных, электронных и симуляционных образовательных технологий в НМО
  • определение наиболее действенных инструментов мотивации врачей к участию в НМО
  • определение порядка ведения врачами отчетности по образовательной активности

Основные принципы системы НМО.

Основные принципы НМО и их содержание можно представить следующим образом:

1. Непрерывность процесса (т.е. на освоение дополнительных образовательных программ или реализацию образовательных мероприятий специалист может затрачивать на своё усмотрение, например, в среднем по 2-3 академических часа в неделю, либо для него могут проводиться краткие циклы по 12-16 часов в течение месяца и т.д.).

2. Разнообразие видов образовательной активности (т.е. специалист имеет возможность выбора образовательных мероприятий различного технического плана: мероприятия, проводимые в режиме реального времени (аудиторные занятия, конференции, семинары, симуляционные курсы); электронное обучение - самостоятельное обучение с последующим тестовым контролем (электронные модули) и др.).

3. Обеспечение качества материалов и мероприятий:

Обучение проводится на основе специальных учебных материалов - электронных образовательных модулей для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей.

Используемые модули разрабатываются, редактируются и корректируются ведущими специалистами профессиональных медицинских сообществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, медицинскими экспертами.

Готовые модули одобряются для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: http://www.sovetnmo.ru. Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля.

Рассмотрение заявки о проводимом образовательном мероприятии (конференции, семинаре и т.д.), при участии в котором начисляются баллы в системе НМО (аккредитация мероприятия в системе НМО), проводится специальной Комиссией по оценке соответствия качества.

По результатам проведённых мероприятий проводится анализ отзывов врачей.

4. Контроль и учет образовательной активности

  • регистрация медицинских работников на сайте www.edu.rosminzdrav.ru в течение месяца после получения или продления своего сертификата специалиста в 2016-2020 гг.
  • контроль через федеральный регистр медицинских работников (ФРМР)
  • составление медицинским работником собственного индивидуального плана обучения (портфолио) путём добавления зарегистрированных на портале непрерывного медицинского образования Минздрава России образовательных программ вузов, электронных материалов для самостоятельного обучения, образовательных мероприятий, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями.

5. Безусловное исполнение работодателем своих обязанностей по обеспечению участия его работников в НМО:

Для успешной реализации медицинскими работниками своих прав на НМО (согласно статье 72 Федерального закона №323-ФЗ) работодатель обязан:

  • предоставить время для обучения,
  • предоставить возможность выбора места и необходимого профиля обучения посредством реализации образовательных сертификатов,
  • оплатить мероприятие и командировочные расходы,
  • обеспечить доступ на рабочем месте к традиционным литературным данным и электронным библиотекам.

6. Обеспечение наличия средств для НМО (т.е. на участие в образовательных программах врач может потратить средства образовательных сертификатов, финансируемых из средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, предназначенных для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования)

7. Мотивация участников НМО (каждый специалист является заинтересованным в вовлечении в НМО, т.к. это является обязательным условием прохождения процедуры аккредитации специалиста, без которой он теряет право заниматься медицинской деятельностью).

В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – не менее 250 кредитов...(далее – в информационном семинаре«Непрерывное медицинское образование»)

Оставить отзыв

captcha