Ежегодный практический форум
по пожарной безопасности
Версия для печати

Тьюторское сопровождение в образовании, 256 ч

Тематика:
Управление организацией
Для кого:
Руководитель
Артикул:
739008
  • Курс профессиональной переподготовки.
  • Лекции — 63 ч.
  • Практические занятия — 63 ч.
  • Самостоятельная работа — 126 ч.
  • Выдается диплом.

Почему важно

Курс предназначен для тех, кто хочет стать профессиональным тьютором в сфере ООО и СПО.

С 2008 года должность «Тьютор» закреплена рядом Федеральных нормативно-правовых актов в перечне должностей педагогических работников. Появление должности тьютора можно сопоставить с началом нового этапа развития и пересмотра принципов всей системы образования.

Заказать

Вы можете заказать курс онлайн или скачать и заполнить бланк заказа .

Наименование дисциплины

Всего, часов

В том числе

Форма контроля




Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа


Модуль 1. Общепрофессиональные дисциплины

1.

Педагогика открытого образования

36

9

9

18


2.

Современные педагогические профессии и компетенции

36

9

9

18


Модуль 2. Специальные дисциплины

3.

Исторические и теоретические основы тьюторского сопровождения

36

9

9

18


4.

Тьюторское сопровождение в общем образовании

36

9

9

18


5.

Тьюторское сопровождение в профессиональном образовании

36

9

9

18


6.

Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании

36

9

9

18


7.

Тьюторский проект

36

9

9

18



Всего часов

252






Выпускная аттестационная работа

4



4



ИТОГО

256





Обращаем Ваше внимание! Возможна корректировка программы!

Распечатать

Инклюзия — осознанная необходимость

Вызовы современности

Суть главного права ребенка — право на полноценно прожитое детство, в котором сочетаются эмоциональный комфорт ребенка и его полноценное психическое развитие.

В. И. Лопатина

Совместное обучение детей с различными потребностями — это реальный способ воспитания у современных школьников толерантности, формирования у них морально-нравственных ценностей и знаний о том, какое посильное участие они могут принять в жизни и судьбе тех детей, которым в силу их особенностей, труднее жить, чем другим.

Идея эта замечательная, но просто так принимать в обычные классы детей с особенностями развития, к сожалению, не получается. Многие дети требуют к себе совершенно особого подхода — сопровождения их образовательной деятельности, а также специально созданной образовательной среды. Обеспечение сопровождения потребовало от специалистов всех уровней образовательной вертикали огромных усилий. Несмотря на это, на сегодняшний день инклюзивное образование — остается очень проблемной областью.

Инклюзия обусловлена необходимостью решения таких задач как: гуманизация российского образования, развитие толерантности в обществе, реализация права детей, подростков и молодежи с особенностями развития на образование, повышение социальной активности и статуса семей с ребенком с особенностями развития, внедрение современных практик образования (Схема 1).

Условия инклюзии

Схема 1. Условия инклюзии

Различные эксперты (Karagiannis, Stainback, & Stainback, 1996) считают инклюзию

Различные эксперты (Karagiannis, Stainback, & Stainback, 1996) считают инклюзию гражданским правом. Ну, а если исходить из экономических соображений, то затраты государства на постоянное сопровождение человека с особенностями развития в течение ВСЕЙ его жизни несоизмеримо выше, чем затраты на его усиленную специалистами и инклюзивной средой социализацию и образование в саду, школе, колледже и вузе в расчете на то, что он все же сможет стать максимально самостоятельным, найти работу.

Современное состояние экологии и социальной жизни людей вкупе с достижениями медицины по выхаживанию недоношенных детей и детей с различными нарушениями развития провоцируют рост числа детей с особенностями развития. Многие говорят сейчас о том, что у нас все дети с особенностями развития. Но для некоторых детей их особенности не являются критическими в плане самостоятельного получения образования, а для некоторых детей подбор индивидуальной программы обучения — обязательное условия успешного обучения (Схема 2). В противном случае ученик может «отсидеть» 9 лет в школе и так и не стать активным гражданином общества.

Успешная социализация ребенка с ОВЗ

Схема 2. Успешная социализация ребенка с ОВЗ (максимальная самостоятельность и реализация)

Инклюзия — это шанс справиться с накопившимися проблемами в образовании и социальной сфере

Почему так трудно идет процесс инклюзии? Формирование представления о чем-либо новом в сознании людей имеет свои особенности. С одной стороны, то, к чему мы привыкли, менять в общественном сознании трудно. Главная проблема в этом процессе — это неготовность людей, общества (учителей, администрации школы, родителей «нормативных» детей) к ценностному пониманию сути инклюзии и интеграции. Но, с другой стороны, инклюзия — это шанс справиться с проблемами, которые накопились в связи с устаревшими представлениями и способами организации чего-либо. И в этом смысле сейчас сложилась благодатная ситуация для формирования в образовательном пространстве новой педагогической позиции — тьютор в инклюзивной школе. Тьютор для ребенка с особенностями развития (или группы, в которой учится такой ребенок) — это ресурс, благодаря которому у ребенка с особенностями развития появляется возможность подняться на куда более высокий образовательный и социальный уровень, чем без него.

Важно! Тьютор является специалистом, который помогает сделать более эффективным образовательный процесс в инклюзивной образовательной организации. По сути, это его миссия.

Как показывает реальный опыт работы многих инклюзивных классов, именно тьюторское сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является во многих случаях обязательным условием успешности в обучении и социализации особого ребенка.

Причем, тьютор должен быть высокопрофессиональным специалистом, мнение которого должно учитываться и учителем, и завучем при организации образовательной среды для ребенка с ОВЗ. Тьютор проводит много времени с ребенком и с классом, в котором он учится, поэтому может представлять картину образовательной среды своего подопечного наиболее полно. Для этого он должен обладать знаниями в области педагогики, психологии, дефектологии, а также аналитическим складом ума, чтобы понять, какие именно ресурсы необходимо привлекать по мере необходимости. Индивидуальный подход к ребенку, построенный не только на методической, но и на гуманистической основе, предполагает подбор приемов и методов работы под каждого конкретного ученика.

Инклюзия и интеграция — в чем разница?

В этом ключе важно хорошо представлять себе, чем интеграция отличается от инклюзии, эти два понятия нередко употребляют как синонимы, однако это не совсем так.

По мнению британского исследователя инклюзивного образования Тони Бута «интеграция и включение являются двумя фазами одного процесса, когда сначала обеспечивается просто присутствие, а затем полное включение в образовательную систему» [Booth,1995, р.102].

Понятия «интеграция» и «инклюзия» можно сопоставить следующим образом (см. Таблицу 1):

Таблица 1

Интеграция

Инклюзия

Внимание направлено на проблемы «особых» детей.

Внимание направлено на всех детей детского сада, школы.

Необходимое требование — изменение субъекта (ребенка с проблемами).

Изменяются детский сад, школа.

Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями.

Преимущества получают все дети.

Профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка.

Неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса.

Возможно использование специальных методов обучения и терапия.

Качественное обучение и воспитание всех детей — учеников школы.

Ассимиляция.

Трансформация.


Обратите внимание! Работа тьютора, соответственно, направлена сначала и на интеграцию, и на инклюзию, но стремиться необходимо именно к инклюзии.

Особенности детей, обучающихся в инклюзивной программе

В рамках инклюзии в школе могут обучаться дети, имеющие различные нарушения развития: синдром Дауна, ДЦП, гиперактивность и др. Также появилось очень много детей с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС). Это комплексное расстройство, характерное своей многоликостью проявлений. При этом многие дети с РАС могут успешно обучаться по общей школьной программе. Сохранный интеллект, хорошая память, хорошее визуальное восприятие позволяют ребенку успешно осваивать академический материал (Joseph, Tager Flusberg, & Lord, 2002). Ребенок может преуспевать в математике, а иногда и опережать своих сверстников в этой области, но при этом ребенок может отвечать только письменно, так как устное воспроизведение материала для него крайне сложно.

Некоторые дети очень успешны в рисовании (те, у которых нет проблем с мелкой моторикой). Также большинство детей довольно быстро приобретают навыки чтения, и обучаются бегло читать — но, чаще всего, вне связи с пониманием прочитанного. Некоторые дети имеют специфические области интереса, которые прекрасно вписываются в рамки школьной программы — ребенок может быть экспертом в истории Великой Отечественной войны и помнить массу фактов.

С другой стороны — аутичные черты и проблемы восприятия могут стать серьезным препятствием при обучении в школе. Затруднения в установлении контакта со сверстниками, поверхностные и специфические межличностные отношения могут стать причиной социальной отстраненности как со стороны одноклассников, так и учителей. Ребенок, который игнорирует интересы сверстников и характеризуется чрезмерно навязчивым поведением, может оказаться изгоем в классе.

Неадекватное поведение, даже в самой легкой форме — выкрикивания в классе или раскачивание на стуле — может раздражать учителя, и мешать вести урок.

Некоторые ребята могут быть «тихими и никому не мешать», их все «любят» — то есть здороваются, не обижают, но и не вовлекают в свои игры и занятия, потому что просто не знают, как. Дети думают, что раз ребенок стесняется, не проявляет активности, значит ему это не нужно, не интересно.

Многие аутичные дети чрезвычайно чувствительны к шуму и громким звукам. Крики других детей на перемене, или шум в классе может стать причиной ответных криков, или вызвать самостимулятивное поведение, которое помогает ему отвлечься и успокоиться. Громкий голос учителя, или плач другого ученика в классе может вызвать ответную эмоциональную реакцию, и аутичный ученик может начать плакать или кричать, или, в худшем случае — начать разбрасывать предметы или толкаться.

Также можно встретить детей, которые отказываются выполнять различные на уроках творчества из-за отвращения к клею, краскам. При этом при учете этих особенностей и подборе других творческих материалов ребенок будет с упоением создавать что-то красивое.

Отсутствие гибкости мышления также является характерной чертой детей, имеющих РАС. Вследствие ригидности мышления, ученики могут зацикливаться на какой-либо теме, или каком-то слове, затрудняются приспособиться к изменениям, очень эмоционально реагируют на ошибки — им сложно справляться с частичной успешностью или неудачами. Для аутичного ребенка, который обучается в инклюзивной программе, часто требуется дополнительная психологическая или эмоциональная поддержка как в рамках школы, так и вне ее (Aune, Burt & Gennaro,2010). Решение этих и других проблем потребует от учителя и других специалистов школы умения внимательнее относиться к тому, ЧТО и КАК они говорят, как реагируют на конфликтные ситуации.

Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, а также многие другие, нужно понимать, что ребенок, находящийся в реальной «обычной» социальной среде, быстрее адаптируется к ней, нежели находясь в специфической — например, в среде коррекционной школы…(далее в курсе «Тьюторство в образовании»)

29 Ноября 2016 г.
Григорий Амбарцумян:

«Спасибо. Не без недочетов, но я доволен.»

28 Марта 2016 г.
Тараскина С.В.:

«Спасибо авторам за актуальность, научность и информативность лекций! Приятно удивлена, с нетерпением жду следующих.»

Оставить отзыв

captcha